краткое сочинение -рассуждение на тему Ф.М.Достоевского -красотой спасется мир


  • Когда в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа. 

    Ф.Достоевский 
    Мир Достоевского пронизан его идеологией, так что отделить одно от другого, не убив целого, невозможно. А ведь мысль Достоевского не только и не столько в том, чтобы "осветить хотя бы часть этого хаоса...". Да, считал он, "у нас есть, бесспорно, жизнь разлагающаяся... Но есть, нужно, и жизнь ещё складывающаяся...". 

    Красота как последнее слово о мире просвечивает сквозь все противоречия, сквозь весь хаос и дисгармонию, как идеал, как перспектива, вероятность и необходимость. Как поставленная проблема. 

    Цель — не в борьбе противоположностей, эта борьба — необходимое условие развития идеи о мире. Цель — красота, гармония, существующая как идеал и как смысл борений всемирно-исторических и отраженных в сердце, в сознании героев Достоевского: "...сам Христос проповедовал свое учение только как идеал, сам предрек, что до конца мира будет борьба и развитие, потому как это закон природы..." 

    Две правды — секрет дьявола. У мира же одна правда — борьба pro и contra неминуема, важно, как человек осознает эту борьбу — становится ли на позицию неразрешимого противоречия двух правд дьявола или приходит к целомудренной правде мира как целого, в его последней истине, — к чувству, к сознанию его красоты, просвечивающей, как мысль, сквозь "горнило сомнений" хаоса и дисгармонии. 

    Итак, красота — последнее слово Достоевского? Но ведь остановиться на красоте и значит остановиться на правде двух правд, потому как есть красота истины и добра, потому как есть и красота лжи и зла... 

    Можно, конечно, сообщить и так: красота лжи — только личина истинной красоты. Допустим, что так. Но что есть истина? Где в мире Достоевского основание, определяющее, что есть что? 

    "На Западе царство Антихриста. Не в промышленности, а в нравственном перерождении — сила". Призвание РФ — "сразиться с Антихристом, то есть с духом Запада", который был для Достоевского синонимом буржуазности. К тому же он не считал народ идеалом, но полагал, что в нем в отличие от буржуазного человека Запада жив идеал правды, добра и красоты. А если "в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа". 


See also: