анализ стиха Птичий двор 

  • Стихи звучат торжественно.Стихи задают неторопливый, но в то же время упругий ритм.Длинные строки и длинные многосложные слова ритмически организуют стихотворение. Пробелы подсказывают, что возникают различные картины, они дают время на переключение внимания с одного эпизода на другой.
    Почти все предложения повествовательные невосклицательные.  В тексте мало глаголов, зато достаточно много прилагательных, причастий. Подсказывает лексика. Блуждая – двигаясь неторопливо, созерцая окружающий мир, размышляя, подводя итоговую черту. Страсти уже улеглись, настал момент в преддверии зимы, который дает о себе первые знаки, осмыслить прожитое, подумать о будущем. Чередование мужской и женской рифм делает текст «прочным», организованным, монолитным и одновременно придает мягкое задушевное звучание.Направление пространства в стихотворении вертикальное. Сначала дана картина неба, космоса, затем земля, тополь, человек.Огромное необъятное небо, несущее холодную зиму. Это предупреждение о грядущих испытаниях (первое наступление, проба сил). Предлог над тоже указывает на           к небу, космосу. Нева просторна (она тоже холодная, безжизненная), над нею можно заблудиться, потеряться, блуждать, т.е. принимать какое-либо решение, делать выбор, чтобы выйти на правильный путь. Но нет протоптанной дороги, каждый идет своей. Что-то неподвластное человеческому разуму, высшее оценивает нас, наблюдая за нами. Ощущение пустоты, холода усиливают звонкие согласные М, Л, Р, Н. Кажется, что голос звучит в огромном пустом зале. В этой картине мало цвета, серо-голубая гамма оттеняет глубокую холодную белизну. Тут бесстрастно, холодно, вечно.«Гулкие» звуки сменяются «шелестящими». Это листья и травы, которые трогает ветер. Они живые, теплые. Картина лета (в воспоминаниях) и реальная картина осени разноцветны. Только что отзвенело лето: пора цветения, творчества, проявления себя, накопления опыта, «умудрения». Этот шанс проявить себя предоставлен всем (поэтому мы), но лето быстротечно. Оно требует активности и определенной зрелости. Ведь можно не только приобрести, но и потерять (листья разбросанные – поиски).С одной стороны картины противопоставляются, но и лето и осень наступают  не по нашему желанию. Это закон космоса. Одна картина как бы вытекает из другой, она ее порождение, продолжение. Не случайно это части одного предложения.Пространство сужается. Космос – земля – человек. И еще оно как бы накладывается одно на другое. Человек – часть земли, земля – часть космоса. Автор пытается сфокусировать внимание на человеке. Именно он – предмет его пристального взгляда.«Мы», которые в своей жизни не все смогли понять, сберечь, обрести, которые разбросали, растеряли что-то, противопоставляются «я». Старые тополя привлекают лирического субъекта тем, что они мудры, они опытны, они «защищены кольчугой» от испытаний зимы (старости, смерти). Он уважает их, видит в них богатырей, сильных духом, готовых к ударам зимы.

See also: